
С многих важных точек зрения этические стандарты, с которыми мы соотносим действия бизнеса, остались, на удивление, стабильными в течение длительного времени. Более того, значительная часть наших сегодняшних дебатов о природе этики бизнеса имеет многовековую историю. Используя этот богатый интеллектуальный исторический опыт, мы будем способны более реально оценивать природу и значение многих современных проблем. В статье речь пойдёт о протестантской этике, вернее о воззрении её ярких представителей на процессы, связанные с зарождением рыночных отношений.
Первый тезис содержит утверждение, что зарождение капитализма в средневековой Европе XVI века было связано с протестантской Реформацией. Каноны этого учения привели к созданию предпосылок для формирования самой этики современного бизнеса. Его проповедники отошли от учения средневековой католической теологии, в той части, которая базировалась на воззрении о том, что «делание денег» неизменно должно подлежать моральному осуждению. Как отмечал Св. Августин, сам «торговец может считать себя безгрешным, но не может одобряться Богом».
Св. Фома Аквинский считал, что формы торговли, осуществляемые с целью извлечения наживы (прибыли), являются аморальными, Свои суждения он основывал на том, что «тот, кто в процессе торговли продаст вещь за большую цену, чем он заплатил за неё сам, должно быть, заплатил за неё меньше её действительной цены или же продаёт за цену, большую, чем действительная». Заметьте, как это созвучно тем взглядам в советский период, когда перепродажа товаров с наценкой от первоначальной (закупочной) цены, считалась незаконным средством обогащения — спекуляцией.
Католические теологи считали, что если производство продукта предназначено для продажи, то оно подлежит этическому осуждению, однако меньшему чем, например, занятие чистой торговлей или выдачей займов. Деловая активность рассматривалась ими, как явление, находящееся за пределами моральных границ. При этом они ссылались на этический совет, данный Христом купцам и торговцам, чтобы они бросили торговлю и следовали за ним. В известном смысле католик не мог оставаться шесть веков назад человеком, «делающим деньги», как не может быть сегодня социально ответственного дилера в торговле наркотическим зельем.
Современные для той эпохи моральные ситуации противостояния таким деловым операциям, как, например, инвестирование в Южную Африку, производство и сбыт сигарет или производство стратегических вооружений, представляют собой эхо имевших более «сметающий» эффект средневековых усилий, направленных против финансовых операций в частности и стремления к прибылям вообще.
За последующие века состав специфических источников извлечения прибыли, рассматривавшихся как обязательно неэтичные, изменился, но моральный стандарт для оценки этики деловой активности остался на редкость стабильным.
Неудивительно, что многие средневековые купцы действовали фактически как современные наркодилеры. Кроме всего прочего, если их деятельность с самого начала понималась как аморальная, почему они должны были действовать этически? Как отмечает социолог П. Блумберг, дореформационный капитализм уходит корнями в «неистовый, практически бескомпромиссный индивидуализм. Капиталистический менталитет средневековых деловых классов опирался на следующую поговорку: «Прибыль есть прибыль, независимо от того, как она получена». Например, купцы в итальянских городах-государствах не гнушались подбрасывать в лавки своих конкурентов туши павших животных с целью заражения как самих конкурентов, так и их работников, а порой и покупателей.
Роль протестантизма состояла в том, что он способствовал формированию новой этики бизнеса, посредством морального освящения стремления человека к прибыли. В то время как католическая теология трактовала работу в худшем случае как проклятие и в лучшем случае как развлечение, протестантизм проповедовал смелое на то время утверждение, что предпринимательский труд (бизнес) может быть одобрен Богом. Трудясь, можно было не только служить Богу, но и увеличивать богатство во славу Господа, если это богатство использовать правильно. Следовательно, они по сути допускали совместимость процессов стремления к прибыли и стремления к Богу. Короче говоря, реформация создала для успешного бизнесмена возможность быть также индивидуумом, отвечающим этическим нормам.
Радикальная доктрина протестантизма Ж.Кальвина никогда не была широко распространена даже среди самих протестантов. Но выдвинутая им более светская версия протестантской этики бизнеса уже выступала как важная составляющая западной общественной культуры. Именно этой протестантской этике мы обязаны нашими современными усилиями понять взаимосвязь между персональной добродетелью и финансовым успехом, между корпоративной этикой и прибыльностью. На этих принципах зиждется почти всё современное налогообложение, как основная разновидность социального договора, между субъектом (граждане, компании, организации) и государством.
И. Кристоль описывал Америку XIX в. как «общество, которое пришло к единому мнению, что существует сильная взаимозависимость между определёнными персональными добродетелями — бережливостью, прилежанием, рассудительностью, надёжностью, благочестием и тем способом, каким распределяются власть, привилегии и собственность». Успех ассоциировался с исполнением обязанности, что последовательно прослеживается в проповедях Б. Франклина и романах X. Алджера, которые тогда читали десятки тысяч школьников.
Кристоль правильно отмечал, что американцы XIX века были чрезвычайно заинтересованы в сочетании высоких моральных качеств человека с удачливостью в бизнесе. Но он преувеличивал степень, в которой они считали эти две проблемы связанными. К концу прошлого века многие преуспевающие промышленники были, конечно же, отвратительны большой части американцев.
В работе Г. Майерса 1909 года «История великих американских предприятий» Дж. Гулд — исключительно удачливый финансист — описан как «пират», «безжалостный пожиратель людей, пресыщающийся кровью своих многочисленных жертв», и «картёжник, лишённый кодекса чести в соблюдении правил игры», что с трудом можно назвать портретом человека, накопление богатства которым будет одобрено Богом.