
О ЧЕМ СТАТЕЙКА
Художественно-декоративное применение эпоксидной смолы
Помимо утилитарных ремонтно-восстановительных работ, эпоксидная смола для творчества также может с успехом использоваться, причём различными способами. Наиболее типично применение смолы в качестве прозрачного заливочного компаунда для формовки столешниц, декоративных предметов или даже для создания украшений/бижутерии. В последнем случае используется не обычная «техническая» смола, а её тщательно очищенная модификация, зачастую называемая «оптической» или «ювелирной». От смолы «технической» её легко отличить даже чисто визуально: она полностью прозрачна и бесцветна, не содержит следов инородных включений.
Приобретение и использование
В принципе, такой продукт как ювелирная эпоксидная смола купить можно в тех же магазинах, что и обычную смолу — просто она бывает там гораздо реже и её придётся дополнительно разыскивать. Как правило, «ювелирная» смола продаётся в более мелкой фасовке и обходится существенно дороже смолы «технической» за тот же вес/объём.
Поскольку для «ювелирной» смолы особенно важна равномерность оптических свойств в отверждённом состоянии, а также возможность последующей финишной полировки поверхности изделий из неё, композиции на её основе как правило вовсе не содержат дополнительных пластификаторов. Кроме того, в качестве отвердителя для такой смолы чаще всего используется триэтилентетрамин (ТЭТА), поскольку только этот отвердитель не оказывает негативного влияния на оптические свойства эпоксидных смол. Следует отметить, что выпускающие «ювелирную» смолу производители также часто предлагают дополнительные наборы красителей, совместимых с данной смолой — это позволяет получать изделия, качественно окрашенные «в объёме». Нередко такая смола с характерной окраской используется для изготовления полной имитации янтаря в ювелирных изделиях.
При инкапсуляции смолой мелких предметов следует помнить, что перед этим они должны быть самым тщательным образом высушены, поскольку наличие даже следов воды во время отверждения вызывает явное помутнение (белёсость) смолы. Вся работа со смолой и её компонентами также должна производиться в тёплом проветриваемом помещении с минимальным уровнем влажности, поскольку образование следов конденсата (в том числе и из выдыхаемого воздуха) потенциально чревата порчей поверхности заготовки/изделия, которую не всегда можно устранить даже последующей глубокой полировкой.